В прессе Узбекистана опубликована обширная статья об известном джазмене Азербайджана, о профессиональном корифее Вагифе Мустафазаде.
http://podrobno.uz/cat/calche/legendarnyy-azerbaydzhanskiy-dzhazmen-korifey-dzhaz-mugama/

В Ташкенте 16 декабря 1979 года ушел из жизни яркий представитель азербайджанской композиторской школы, блистательный джазмен, покоривший сердца миллионов - Вагиф Мустафазаде.
Вагиф родился 16 марта 1940 года в Баку. Своим музыкальным образованием он обязан матери Зивяр ханум - одной из первых азербайджанских пианисток, прекрасному знатоку мугама, ученице великого Узеира Гаджибекова. Ей было нелегко, когда девятилетний мальчик, уже хорошо исполнявший национальные мелодии, старался играть все по-своему, на свой лад. Долгие разговоры и объяснения не изменили мнения маленького Вагифа, который даже не осознавал, что уже импровизирует.
Он поступил в музыкальную школу, где к хорошо знакомому ему мугаму прибавились произведения таких классических композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен. Фортепиано стало жизнью Вагифа. Появление в доме магнитофона и записей зарубежных джазовых музыкантов сыграло решающую роль в судьбе музыканта. Он открыл для себя музыку, так похожую на ту, которая присутствовала в нем все эти годы, и уже не смог расстаться с ней.
Через год после поступления в музыкальное училище им. А.Зейналлы, в 1958 году, началась его трудовая деятельность - он работает солистом Радиокомитета Азербайджана. В 1964-м году Вагиф поступает в Азербайджанскую Государственную консерваторию им. Узеира.Гаджибекова и в 1965 году уезжает в город Тбилиси. Причиной этому стало приглашение на работу в качестве музыкального руководителя в ансамбль "Орэро". Здесь он подружился и стал сотрудничать с талантливым музыкантом и ценителем профессиональной музыки Тамазом Курашвили.Первое выступление на большой сцене в зале Бакинской филармонии 30 мая 1956 года стало для Вагифа одним из ярких воспоминаний юности. Шестнадцатилетний В..Мустафазаде блестяще сыграл первую часть фортепианного концерта Мендельсона, чем и поразил выдающегося азербайджанского дирижера и композитора Ниязи, который первым увидел в нем большого музыканта.
Вместе они создают новые проекты, выступают на джазовых концертах и фестивалях. Одним из таких фестивалей стал и Международный джазовый фестиваль в городе Таллинне, на котором Вагиф с большим успехом исполнил несколько композиций и завоевал сердца слушателей своей неординарной, глубоко гармоничной игрой. "Вагиф Мустафазаде - пианист экстра- класса, которому трудно найти равных в мировом джазе. Это самый лиричный пианист, которого я слышал", - сказал о Мустафазаде американский критик Уиллс Кановар.
В 1968 году, по настоянию известного композитора и авторитета азербайджанского музыкального мира, министра культуры Азербайджана Рауфа Гаджиева, Вагиф возвращается из Тбилиси в Баку. Родной город и любимые улицы Ичери шэхэра, где прошло его детство, близкие ему лица друзей и родных воодушевили его с новой силой и начался новый этап в его творческой деятельности. В 1970 году он создает вокальную группу "Лейли". Этот коллектив соответствовал духу времени и за короткий срок полюбился бакинцам. Через год, в 1971 году, в связи с рядом причин меняется состав и название группы.
"Севиль" становится еще ближе и роднее. Создаются видеоклипы, записывается множество мелодий и песен в джазовой обработке. Вагиф Мустафазаде стал отличным, чутким и грамотным руководителем четырех прекрасных девушек, одна из которых была его супругой. В своих композициях музыкант часто обращался к произведениям как мировых, так и национальных классиков. Он высоко оценивал творчество многих азербайджанских композиторов.
В 1977 году В .Мустафазаде создает джазовую группу "Мугам". Не случайно ансамбль имел такое название. Тонкий синтез джаза и мугама, соединивший два противоположных мира - Восток и Запад, - запечатлел в памяти многих меломанов Вагиф В коллективе играли профессиональные музыканты, которые многому научились от него, это были годы школы высокой музыки и бесконечной работы над собой.Его кумиром в музыкальном искусстве был Узеир Гаджибеков, он почитал творчество Кара Караева, Фикрета Амирова и Ниязи. Особые отношения у него были с Тофиком Кулиевым, который во многом помогал и поддерживал Вагифа. Он был благодарен Рауфу Гаджиеву и Парвизу Рустамбекову за их пропаганду джазовой музыки в республике. Личная дружба и любовь к джазу объединяли его с Рафиком Бабаевым, с которым они часто выступали на одних и тех же концертах, выезжали на джаз-фестивали.
Отметим, что В. Мустафазаде - лауреат фестивалей "Таллин-66", "Таллин-67", бакинского фестиваля "Джаз-69", Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке в 1977 году, джазового фестиваля "Тбилиси-78", принесшего ему звание лучшего пианиста. В 1979 году на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако музыкант завоевал 1–ую премию и приз «Белый рояль».
В. Мустафазаде покорял слушателей своей самобытностью и виртуозной техникой. Именно он первым синтезировал джаз с азербайджанским мугамом, став основоположником нового течения в джазе. В 1972 году композитор написал свое самое известное произведение "Прощай" («Əlvida”), которое принесло ему мировое признание.
Блистательные композиции Вагифа сегодня вдохновенно исполняет весь музыкальный мир, но его так и не пустили за «порог» Союза композиторов:. «Не имеет законченного высшего»… Можно было подумать, что речь шла о новичке в музыке. К тому времени Вагиф был автором немалого числа произведений, известных в СССР, исполняемых в Польше, во Франции и других странах. Только Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила девять пластинок с его произведениями в авторском исполнении.
За несколько недель до смерти он представил на суд великого азербайджанского дирижера Ниязи свой концерт для фортепиано с оркестром. В. Мустафазаде сотрудничал с театром, писал музыку для документальных фильмов. Его произведение под названием: «В ожидании Азизы» получило первую премию на VIII Международном конкурсе композиторов джазовых композиций в 1979 году в городе Монако. Вагиф был первым композитором из тогдашнего Союза, завоевавшим столь высокое место на представительном форуме. Нет, новичком в музыке он не был, и тем не менее места в справочнике Союза композиторов ему тогда не нашлось.
«Мустафазаде – пианист экстра-класса. Ему трудно найти равных в джазе, –так писал о нем известный американский музыкант и критик В .Коновер. – Это самый лиричный пианист, которого я слышал».
А вот что говорил о сочинениях Вагифа джазовый пианист Б.Юханссон из Швеции: «Его музыка удивительно современна и в тоже время от нее веет таинствами древних кавказских мелодий, воспетых поэтами не одного поколения. Это – сказка, рассказанная Шехерезадой в 1002 ночь».
Титан в творчестве и совершенно беспомощный в том, что принято называть бытом, как все отмеченные Богом, он не был практичен, а иной раз просто беспомощен в решении самых элементарных житейских проблем. Ранимость, хроническая повседневная неустроенность, приводящая к внутреннему дискомфорту, поиски работы по душе, с тем, чтобы заработать на пресловутый кусок хлеба. А жизнь на пределе нервного напряжения неизбежно обречена на драматичный сбой.
Вагиф 15 декабря 1979 года вместе с группой "Мугам" был на очередных гастролях в городе Ташкенте. Во время первого отделения концерта он почувствовал, что пальцы перестают его слушаться и перехватило дыхание. По совету врачей, концерт требовалось отменить, но Вагиф настоял на своем и выступил, блестяще отыграв второе отделение. Это был последний концерт Вагифа Мустафазаде - человека полного жизни и сил, музыканта, чье имя позже станет легендой азербайджанской джазовой музыки. Его смерть застала врасплох всех близких и любящих его людей. Ведь совсем молодого тридцатидевятилетнего Вагифа должно было ожидать впереди множество творений. Но говорят, что "смерть выбирает лучших", и никто не в силах изменить судьбу, как и невозможно вернуть ушедшего, близкого нам человека.
Сегодня произведения и импровизации Вагифа Мустафазаде тщательно анализируются и обсуждаются профессиональными джазовыми музыкантами, а также молодежью, стремящейся продолжить начатое им дело. Вагиф Мустафа-заде стал революционером в музыке и выдающейся личностью своего времени.
«Искусство- это не результат, а сам акт творчества», – говорят французы. В случае с Вагифом сцена превратилась в арену борьбы жизни и смерти.
Баку всегда отличался особой отзывчивостью к джазовой культуре, где и сегодня много музыкантов, которые работают в этом немеркнущем жанре.
Среди них есть настоящие мастера своего дела, их джаз профессионален и не лишен творческой фантазии. Но им не повезло – просто Мустафазаде задал невероятно высокую планку и, слушая их, даже очень талантливых, остается ощущение, что им не хватает той особой индивидуальности и подлинной художественности.
Может потому, что джаз не может быть продуктом массового производства, создаваемым для удовлетворения среднестатистического обывателя. Мы видели другой джаз и другого джазмена, человека, «горевшего» им, «спалившего» себя — дотла! А джазо-подобные произведения (или «псевдоджаз») - отличаются с первых же тактов. Потому что творческая сноровка не есть Вдохновение.
Соединив в своем творчестве множество ипостасей – композитора, аранжировщика, исполнителя, импровизатора, всё же я думаю, главная его заслуга в том, что он создал Образ азербайджанского джазмена!